seraphim-sarov

1 августа (19 июля по старому стилю) православная церковь
празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима
Саровского, которое произошло в 1903 г., спустя 70
лет после его смерти.

Преподобный Серафим Саровский скончался в 1833 г., и память о
 нем бережно сохранялась в верующем народе. Почитаемый
 очень широко еще при жизни, преподобный Серафим стал
 одним из самых любимых святых православного русского
 народа, так же как и преподобный Сергий Радонежский.
В 1895 г. в Святейший Синод было представлено произведенное
 особой комиссией расследование о чудесных знамениях
 и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима.
 Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892
 г., окончено было в августе 1894 г. и производилось
 в 28 епархиях Европейской России и Сибири.
В 1903 г., накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы,
 под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского
 была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан
 кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был
 совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании
 честных мощей Священный Синод подготовил решение о
 канонизации иеромонаха Серафима.
19 июля (1 августа по новому стилю), в день рождения
 святого, с великим торжеством были открыты его мощи
 и помещены в приготовленную раку.
В этот день в присутствии царской семьи, при огромном
 стечении народа состоялась канонизация преподобного
 Серафима Саровского. Долгожданное событие сопровождалось
 многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве
 прибывших в Саров.

Современниками это событие описывается следующим образом:
16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены
 заупокойные Всенощные бдения - Парастасы - о иеромонахе
 Серафиме. На следующий день был совершен грандиозный
 крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую
 пустынь.
В 02.00 раздался торжественный звон, и после краткого
 молебна крестный ход начал свое шествие. Всю дорогу
 участники хода исполняли канон Богоматери и священные
 песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были
 отслужены краткие литии. Навстречу ходу из Дивеева
 выступил Саровский крестный ход во главе с епископом
 Тамбовским Иннокентием.
Они соединились, образовав величественное шествие, и при
 торжественном колокольном звоне направились в Саровскую
 пустынь. А вечером следующего дня началось Всенощное
 бдение, имеющее особенное значение, - это была первая
 церковная служба, на которой Серафим Саровский стал
 прославляться в лике святых.
Из Успенского собора крестный ход направился к церкви
 преп. Зосимы и Савватия Соловецких, где находился
 гроб преп. Серафима. Гроб поставили на носилки, которые
 взяли император, Великие князья, митрополит и архиереи.
 Шествие направилось к Успенскому собору. Затем гроб
 установили посередине храма. После чтения Св. Евангелия
 митрополит и архиереи приложились к святым мощам.
На следующий день была совершена божественная литургия.
 На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг
 престола и положили в уготованную раку. По окончании
 Литургии был совершен праздничный крестный ход со
 святыми мощами вокруг монастырских храмов.
С этого времени, уже на протяжении столетия, преподобный
 Серафим прославляется и ублажается церковью в лике
 святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного
 поклонения.
В 2006 году возобновлена монашеская жизнь в Саровской
 пустыни.

Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

В январе 1991 г., в запасниках Музея истории религии
 и атеизма, который располагался в здании Казанского
 собора в Ленинграде, неожиданно для всех были
 найдены мощи преподобного Серафима Саровского
 - одного из самых почитаемых русских православных
 святых.

Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской 
Православной Церковью в лике святых летом 1903 г.
 при деятельном участии и даже по настоянию св. царя Николая
 II, лично весьма почитавшего Саровского старца.
 К моменту прославления почитание преподобного
 Серафима уже было широко распространено по всей
 России. Сведения о случаях его благодатной помощи,
 рассказы о его чудотворениях, воспоминания лично
 его знавших людей, душеполезные поучения старца
 - всё это передавалось в православном народе
 от поколения к поколению, сохранялось для потомков
 и сообщалось церковному священноначалию. Известно
 было и предсказание преподобного Серафима о
 том, что его мощи будут найдены, а затем в годину
 гонений за христианскую веру снова будут утрачены,
 как впоследствии в точности и произошло.
Вскоре после октябрьского переворота большевиками было
 воздвигнуто неслыханное гонение не только Православие,
 причём началось это гонение не столько с живых
 свидетелей православной веры, сколько с уже
 почивших её исповедников, прославленных во святых.
 Была развязана кощунственная кампания по вскрытию
 и изъятию святых мощей. Специальные комиссии,
 в которые для видимости соблюдения законности
 включали представителей духовенства, вскрывали
 раки со святыми мощами, составляли протоколы
 об их освидетельствовании, а затем увозили св.
 мощи в неизвестном направлении.
Немалое смущение верующих, возникавшее при виде такого
 безнаказанного святотатства, было непередаваемо.
 Утешать могло только то, что, как свидетельствовал
 один из очевидцев тех событий профессор И.М.
 Андреев, "издевательства над мощами святых
 нельзя рассматривать иначе, как соучастие святых
 в общенародных страданиях и пытках: страдает
 весь русский народ, и с ним страдают русские
 святые". Правоту этих слов подтверждали
 неоднократные явления русских святых почитавшим
 их православным людям со словами утешения, ободрения
 и благословения на подвиг верности Христу.
Иногда частицы св. мощей благочестивым православным
 христианам удавалось укрывать в своих домах,
 некоторые из святых мощей тайно сохраняли священнослужители,
 но большинство было предано поруганию.
Так случилось и с мощами преподобного Серафима,
 которые тоже, как он сам предсказал, канули
 в неизвестность. Документально подтверждёнными
 были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи,
 хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом,
 были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и
 увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х
 гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения
 в московском Страстном монастыре, где в то время
 был организован антирелигиозный музей. Мощи,
 вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной
 монастырь был взорван.
Последующая история стала проясняться только в 1990
 г. и наиболее полно эту историю передаёт
 Святейший Патриарх Московский и всея Руси
 Алексий II в слове, сказанном им в Троицком
 соборе Александро-Невской лавры 12 января
 1991 г., на следующий день после подписания
 протокола о передаче св. мощей преподобного
 Серафима Саровского Русской Православной
 Церкви.
"Уже при первой встрече с директором Музея
 истории религии, - говорил Патриарх Алексий
 II, - мы договорились о том, что мощи,
 как православные святыни, должны быть
 возвращены Церкви.
Первая святыня, которая была возвращена, - мощи
 святого благоверного князя Александра
 Невского. Вскоре были переданы Церкви
 и мощи преподобных Зосимы, Савватия и
 Германа Соловецких. Считалось, что никаких
 других мощей в музее нет, но в связи с
 намеченным переездом из Казанского собора
 сотрудники музея заново проверяли запасники
 и в помещении, где хранились гобелены,
 обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда
 их вскрыли, то на перчаточке прочитали
 надпись: "Преподобный отче Серафиме,
 моли Бога о нас!" Чьи это мощи? Кроме
 надписи на перчатке, никакой другой информации
 не было: ни номера, ни описания.
История же изъятия мощей преподобного Серафима
 такова. Из Сарова они были доставлены
 в Арзамас, из Арзамаса - в Донской монастырь.
 Далее след теряется", - продолжает
 Святейший Патриарх.
У святых мощей
  Ликуй, священная
 Обитель, – 

 Сестёр Дивеевских Удел.

 Отныне дивный Небожитель 

 Быть с вами рядом захотел!

 Не только телом, но и духом

 Теперь он с вами, наконец.

 Он зрит очами, слышит слухом

 И учит свято, как Отец.

 А мы – не близкие – за далью

 Да и по жизни, по делам,

 Но за его молитвы стали

 Мы во Христе родными вам.

 Сияй, Саровская Святыня!

 Твой образ мы в сердцах храним.

 Прими душой в объятья ныне

 Всех нас, блаженный Серафим!!!
Протоиерей Владимир Бороздинов 
Вспоминая, как трудно было верующему народу смириться с
 тем, что мощи утрачены, Патриарх Алексий II
 свидетельствует: "Во многих местах находили
 какие-то предметы, которые приписывались преподобному:
 его топорик, части одежды, мантии, рукавички".
Патриарх Алексий II начал поиски акта о вскрытии мощей
 преп. Серафима, который вскоре был найден. "И,
 сопоставив два акта - о канонизации в 1903 году
 и о вскрытии в 1920 году, - говорит Святейший
 Патриарх, - я направил в Ленинград двух архипастырей
 - епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения
 и Истринского Арсения, которые исследовали мощи...
 Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали
 о чувстве благодатности и благоухании мощей,
 которые им пришлось обследовать. После сопоставления
 появилась уверенность, что это действительно
 мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось
 одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую
 мощи были переложены накануне возвращения их
 Русской Православной Церкви".
Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в
 Москву и установлены в Богоявленском кафедральном
 соборе для поклонения. Из этого собора, куда
 в течение нескольких месяцев безостановочно
 шли и шли православные верующие, началось продолжительное
 странствие св. мощей по городам и весям - по
 пути из Москвы в Дивеево. Этот своеобразный
 всероссийский "крестный ход на колёсах"
 (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым
 неотступно следовал автомобиль Патриарха) останавливался
 в городах и монастырях по пути следования, где
 Патриарх служил Литургию и совершались бесчисленные
 акафисты преподобному Серафиму. 1 августа 1991
 г., в день памяти преподобного Серафима Саровского,
 его святые мощи были возвращены в Дивеевский
 монастырь, основанный преподобным Серафимом.
 Это было одним из самых ярких чудес русской
 церковной истории XX века.

 

Полное Житие Преподобного Серафима Саровского чудотворца.

Тропарь преподобного Серафима Саровского, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.

 

Кондак преподобного Серафима, глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
500
wpDiscuz