Навечерие Рождества Христова – богослужение включающее в себя Царские часы, Вечерню и Литургию святого Василия Великого.

Навечерие Рождества Христова. Рождественский сочельник

Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею мудрецы-волхвы. Раздается ангельское пение, и ему внимают пастухи. А ныне в этот день звучат песнопения во время часов, которые называются Царскими. Наряду с ветхозаветными пророчествами о Рождестве Христовом на часах впервые звучат слова евангельского повествования об этом великом событии — первый луч благой вести о Рождестве Христовом.

В Рождественский сочельник благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества.

Лишь при появлении первой звезды — символа звезды Вифлеемской — можно отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня — сочельник. Сам праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует торжество примирения человека с Богом, предвозвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.

День самого строгого поста — канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником.

В наше время многие почему-то думают, что Навечерие (Сочельник) начинается вечером, когда они приходят на Рождественскую службу. На самом деле служба Навечерия начинается утром 6 января и заканчивается примерно после полудня. До революции считалось обязательным ходить на эту службу, ведь без Сочельника какое Рождество?

Служба Навечерия Рождества совершается по тому же образцу, что и Навечерие Крещения Господня. Это вызвано тем, что в глубокой древности Рождество Христово праздновалось вместе с Богоявлением (Крещением). Вспоминалось в целом явление Бога во плоти, откровение во Христе и через Христа Божественной благодати. Ныне два великих праздника разделяют двенадцать дней, но их кануны остаются прежними.

Издревле в Навечерии Рождества и Крещения совершаются Царские часы. Называются они так потому, что греческие императоры, а впоследствии и русские, всегда присутствовали на них и во время этих часов возглашались многолетия царям. Но основное содержание Царских Часов — это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях.

В праздничное Навечерие служатся все часы (1,3,6,9) друг за другом. Итак, утром вы входите в храм и видите, что Царские врата открыты. Это значит, что начинаются Царские Часы. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие в ознаменование того, что Господь пришел на землю для спасения всех народов. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Царю Иудейскому.

Затем следует Вечерня в соединении с Литургией. Во время Вечерни читается множество паремий, подобранных применительно к Великому празднику. В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих об истинном этого Совета. Эта торжественная служба наполняет души молящихся благоговейным предчувствием приближающегося великого события.

В Навечерие Рождества Христова после отпуста Вечерни и Литургии совершается чин «славления». На середину храма выносится свеча, знаменующая звезду, явившуюся в Вифлееме. Перед ней священнослужители и певцы впервые поют «велегласно» тропарь и кондак праздника.

В песнопениях богослужений праздника Святая Церковь называет Рождество Христово тайной, явленной Богом человекам в воплощении Сына Божия, ибо днесь Бог на землю прииде и человек на Небеса взыде.

Тропарь предпразднства, глас 4

Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Кондак предпразднства, глас 3

Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
500
wpDiscuz