Биографические сведения о преподобном Андрее Критском достаточно скудны. Родился около 660 года в Дамаске, скончался 4 июля 740 года на острове Лесбос в Эресосе.

О святом Андрее Критском и его Великом покаянном канонеОсновным источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 года патрикием и квестором Никитой и переработанный текст жития, которое включил в свои Великие Минеи Четьи архиепископ Новгородский Макарий, впоследствии митрополит Всероссийский.

Пламенно желая служить Богу, святой в 13 лет удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель  Саввы Освященного.

Здесь, отличившись своим умом и благочестием, он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.

Святой Андрей, архиепископ Критский
Святой Андрей, архиепископ Критский. Фреска XVII в. Москва

В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён дьяконом великой Софийской церкви и исполнял обязанность “питателя сирот”.

При императоре Юстиниане II-м преподобный Андрей был рукоположен в архиепископа Критского.

Великий канон был написан не ранее 713 года, поскольку в 712 состоялся лжесобор, отрицавший ересь монофелитства, в котором принял участие Святитель. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора. Возможно, создание канона связано с его раскаянием.

Великий канон Андрея Критского состоит из 250 тропарей и вероятно первоначально не имел типичных ирмосов, не был четко поделен на песни.

Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди.

Великий канон святого Андрея Критского, в отличие от других богослужебных канонов имеет девять песней (в других второй песни по обыкновению нет).

Несмотря на свой объем, Великий канон не является самым длинным каноном преподобного Андрея. Канон на Сретение Господне – больше, а рождественский – почти такой же по объему.

На Руси преподобный Андрей Критский был известен и почитался уже в самые ранние годы: первое упоминание о нем содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия (конец XI – начало XII в.). В Минее XII в. содержится служба преподобному Андрею.

За Великий пост канон читается дважды – по частям с понедельника по четверг первой седмицы и полностью в среду на пятой неделе – Мариино стояние.

Преподобному Андрею Критскому также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея – более семидесяти.

Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и композитором, распевы, на которые исполнялись слова канона, также изначально были придуманы им.

Святого Андрея Критского считают; изобретателем самой формы девятичастного канона – жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришёл на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяжённостью. И, например, только в том же VII веке, когда Святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же, Псалтирь во время службы прочитывался целиком.

До XIV столетия на Руси придерживались Студийского Устава, который предписывал петь Великий Покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда – он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена Иерусалимским Уставом.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, вместе с ним она восприняла и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет еще более позднее происхождение.

Изначально Великий покаянный Канон вообще не был связан со временем и богослужениями дней святой Четыредесятницы.

Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе Ивана Шмелёва «Лето Господне»:  Иван Шмелёв. Лето Господне

Я еду к ефимонам с Горкиным. Отец задержался дома, и Горкин будет за старосту. Ключи от свечного ящика у него в кармане, и он все позванивает ими: должно быть, ему приятно. Это первое мое стояние, и оттого мне немножко страшно. То были службы, а теперь уж пойдут стояния. Горкин молчит и все тяжело вздыхает, от грехов должно быть. Но какие же у него грехи? Он ведь совсем святой-старенький и сухой, как и все святые. И еще плотник, а из плотников много самых больших святых: и Сергий Преподобный был плотником, и святой Иосиф. Это самое святое дело…

“Лето Господне”читать 

 “Великий покаянный канон преподобного отца нашего Андрея, архиепископа Критского” – читать

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
500
wpDiscuz