Сегодня мы отмечаем память святых отцов шести Вселенских Соборов.


Православная Церковь, в отличие от – например Католической (которая насчитывает 21 Вселенский собор) признает только семь Вселенских Соборов: Никейский I (325 г., против ереси Ария); Константинопольский I (381 г., против ереси Македония); Ефесский (431 г., против ереси Нестория); Халкидонский (451 г., против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 г., “О трех главах”); Константинопольский III (680-681 гг., против ереси монофелитов); Никейский II (787 г., против ереси иконоборцев).


Празднование же святым отцам шести Соборов объясняется тем, что седьмой Вселенский Собор был признан Вселенским на Поместном Константинопольском Соборе в 879-880 гг., тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующим за ним Вселенском Соборе.


Все Соборы проходили в первое тысячелетие. Первые два Вселенских Собора были посвящены вопросам триадологическим – на них уточнялось и формулировалось учение о Святой Троице: Отце, Сыне и Святом Духе.


Со второго же по шестой Вселенские Соборы были христологические – на них формулировалось учение о Лице и двух природах Богочеловека Иисуса Христа.


a019Мы празднуем память святых отцов Вселенских соборов, потому, что благодаря им мы знаем, как правильно верить. Это не означает, что Церковь не знала как верить. Все догматы Церкви были заложены со дня образования Церкви ее Основателем Господом Иисусом Христом в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на Апостолов. Поэтому Церковь не придумывала догматы, но раскрывала то, что находилось в ее недрах, будучи к этому вынужденной, когда начиналась полемика с какой-то очередной ересью. То есть догматы формулировались от противного, как аргументы. При этом Церковь настаивает на том, что догматы абсолютно необходимы, как всей Церкви, так и каждому христианину для достижения спасения, для достижения жизни вечной.


Еще Апостолы запрещали малейшее отклонение от чистоты вероучения. В Послании к Галатам апостол Павел пишет: «даже если бы мы, или ангел с неба стали благовествовать вам не то, чему вы были научены, да будет анафема». Поэтому святые отцы уделяли столько внимания вопросам вероучения, и не просто уделяли, но и шли на мучения и страдания, на исповедничество и мученичество за чистоту Православной веры.


Первый Вселенский Собор

В работе Собора участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.


Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.


Учение веры было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.
На первом Вселенском соборе была утверждена последовательность, главенство христианских Церквей — Римская Кафедра(бывший царствующий град), Константинопольская (царствующий град), Александрийская, Антиохийская.


Второй Вселенский Собор

На Соборе присутствовали 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.


Собор был созван в 381 году в Константинополе, при императоре Феодосии Великом против лжеучения бывшего арианского епископа


Константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого, называя Духа Святого твареньем или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так же как и Ангелы.


На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. К Никейскому Символу Веры было добавлено учение о Духе Святом, а также Собор дополнил Никейский Символ Веры еще четырьми членами, в которых изложил учение о Церкви, о Таинствах, о воскресении мертвых и о жизни будущего века. Таким образом, составился полный Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви сегодня и на все времена.


Третий Вселенский Собор

Был созван в 431 году в Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. На Соборе присутствовали 200 епископов. Собор был созван против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.


Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого -неслиянно и нераздельно и определил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицею. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.


Четвертый Вселенский Собор

Был созван в 451 году в Халкидоне, при императоре Маркиане. На Соборе присутствовали 650 епископов. Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами.


Пятый Вселенский Собор

6sobБыл созван в 553 году в Константинополе, при императоре Юстиниане I. На Соборе присутствовали 165 епископов. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый четвертый Вселенский собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.


Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они не были осуждены, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.


Шестой Вселенский Собор

Был созван в 680 году в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков-монофилитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.


Настенная роспись в Великой церкви Успенской Киево-Печерской Лавры
Настенная роспись в Великой церкви Успенской Киево-Печерской Лавры

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофилитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.


Эпоха шести Вселенских Соборов, длилась более трехсот лет и была временем христологических споров о Христе и Святой Троице, поэтому память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется как память того, что ими были сформулированы и утверждены богословская основа a025христианского вероучения.


Седьмой же Вселенский Собор был посвящен уже борьбе с ересью иконоборчества.


Тропарь отцов, глас 8

Препрославлен еси, Христе Боже наш,/ светила на земли отцы наша основавый/ и теми ко истинней вере вся ны наставивый,// Многоблагоутробне, слава Тебе.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
500
wpDiscuz