23 июля Святая Церковь празднует память положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве в 1625 г.

12899294Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании:

 

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его. и разделили на четыре части. каждому воину по части, и хитон; хитон  был не сшитый, а весь тканный сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим
о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: «разделили ризы мои между собой и об одежде моей бросили жребий». Так поступили воины».
(Ин. 19: 23 — 24)

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)Риза Господня – часть верхней одежды – плащ, которая упоминается в Евангелии в рассказе о том, как кровоточивая женщина исцелилась, как только с верой прикоснулась «к краю одежды Его»

 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,  ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.  Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова

(Мф. 9: 20 — 22)

Это Риза, в которой Христа вели на Голгофу, и которую воины разделили на четыре части (каждому воину по части). Хитон же в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки.

Хитон Господень в Трире. Франция
Хитон Господень в Трире. Франция

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Елиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

Светицховели
Собор Светицховели, Мцхети
Мцхета, Грузия
Мцхета, Грузия

Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом.

ib188
Икона положения ризы Господней

В то время в Иерусалиме находился грузинский еврей по имени Елиос (или Элиоз) (а евреи поселились в Закавказье еще в Vl веке до н, э. в связи с походами вавилонского царя Навуходоносора, который разрушил Иерусалим и угнал в полон тысячи жителей Иудеи). Его сестра, ставшая впоследствии первой святой Грузинской Церкви, блаженная Сидония, уже слышала о Христе и упросила брата привезти какую-нибудь вещь, принадлежащую Мессии. Элиоз в день казни Спасителя был у Голгофы и купил Хитон Господень у воина, которому тот достался по жребию. Когда Хитон попал в руки Сидонии, она стала целовать его со слезами великой скорби, потом прижала к груди и тот-час пала мертвой. Никто из людей, собравшихся посмотреть на чудесную смерть девушки, не смог освободить из ее рук одежду Христову, и через некоторое время Элиоз тайно похоронил сестру вместе с Хитоном. Долгие годы было неизвестно, где находится могила блаженной. И только 28211молитвами святой Нины, просветительницы Иверии, место, где покоится Риза Христова — великая святыня христиан, было найдено. Святая Нина была единственной дочерью знатных и благочестивых родителей, отец ее был родственником святого Георгия Победоносца, а мать — сестрой Патриарха Иерусалимского. Отец по особой любви к Богу ушел в пустыню и стал монахом, а мать была поставлена в диаконисы для служения нищим и больным женщинам. Грузинские летописи свидетельствуют, что святая Нина нашла только могилу, в которой вместе с умершей девицей Сидонией был зарыт и честной Хитон Господень, но не сами Ризы Господни. Именно тогда кедр, выросший на этой могиле, был срублен, однако пень его, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем — Риза Господня, оставлен был в неприкосновенности, как думают, по приказанию светоносного мужа, явившегося Нине, когда она ночью слезно молилась возле корня срубленного кедра. Так думают потому, что с этого времени Нина никогда уже не помышляла удалить корень дерева и отрыть гроб Сидонии, равно как не искала и в другом каком-либо месте столь дорогого для нее Хитона Господня.

Собор Светицховели, Мцхети
Собор Светицховели, Мцхети

Однажды она утешала царя Мириана, когда тот печалился о том, что послы его, получив от византийского императора Константина часть Животворящего Древа Креста Господня и гвоздь, не принесли их в Мцхету, но оставили первую в Манглиси, а второй в Ерушети. Снятая говорила ему: — Не печалься, царь! Так нужно было, чтобы и границы твоего царства находились под защитой Божественной силы Христова Креста, и вера Христова распространилась. Для тебя же и для твоего столичного города достаточно той благодати, что здесь пребывает пречестной Хитон Господень. Присутствие Хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мирра. По невежеству некоторые пытались замазать место появления мира известью, но оказались не в силах остановить истечение. Католикос Николай I, управлявший Грузинской Церковью в 1150 — 1160 годах, отмечал, что многие в его время сомневались, действительно ли находится под мироточивым корнем Хитон Господень, ибо могила Сидонии никогда не была открыта и никто никогда не видал Хитон, но знамения и чудеса совершаются. При перечислении бывших от Хитона Господня чудес католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена турецкого султана, которая нз любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на Хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимой силой. «Это чудо, — говорит он, — многие видели, и оно известно каждому». Миро перестало течь лишь в XIII веке, когда по воле Божией Хитон Господень был вынут из земли. Это случилось около 1228 года, в тяжкие для Грузии времена нашествия Чингисхана. После того как орда сровняла Тбилиси с землей, не оставив камня на камне от его храмов и дворцов, и направилась в сторону Mgxera, один благочестивый человек, имя которого осталось неизвестным, не желая оставить на поругание варварам великую святыню своей страны и всего христианского мира, открыл гроб Сидонии, вынул из него пречестный Хитон Господень и передал его архипастырю. С этих пор Хитон сохраняли в ризнице католикосов, пока царь Александр 1 (царствовал с 1414 по 1442 год) не восстановил Мцхетский храм. Тогда Хитон внесли во храм и скрыли в церковном кресте.

В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню.

В эти дни на Руси царствовал благоверный царь и великий князь, самодержец всея России, Михаил

Михаил Федорович Романов первый русский царь династии Романовых (1613-1917)
Михаил Федорович Романов первый русский царь династии Романовых (1613-1917)

Феодорович (первый царь из династии Романовых), а Патриархом был

Патриарх Филарет
Патриарх Филарет

святейший Филарет. Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу, шах Аббас часто отправлял к нему послов с дарами. Подобно сему и российский царь присылал к нему послов с дарами. В марте 1625 года прибыл в Москву к благоверному царю Михаилу от Аббаса некий славный посол по имени Урусамбек. Он привез с собою послание и много ценных подарков.

Аббас I Великий (Шах-Аббас) - шах Персии (с мая 1587) из иранской шахской династии, Сефевидов, долгое время правившей Персией. Крупный военачальник.
Аббас I Великий (Шах-Аббас) – шах Персии (с мая 1587) из иранской шахской династии, Сефевидов, долгое время правившей Персией. Крупный военачальник.

Кроме того, он принес с собою драгоценный подарок святейшему патриарху Филарету, а именно: ризу Господа нашего Иисуса Христа, положенную в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В этом послании персидский шах извещал, что риза Христова найдена во время завоевания Иверской страны в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов. Взяв эту ризу, шах и отправил ее в дар святейшему патриарху Московскому.

Святейший патриарх Филарет с радостью принял великий дар, а потом призвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев. Святейший патриарх Филарет спросил этих старцев-греков — знают ли они что-нибудь о ризе Господней, и что говорят о ней в странах греческих? Каждый из старцев поведал то, что ему было известно, говоря, что много чудес творилось сею ризою Христовою.

Святейший патриарх Филарет выслушал все сообщения о ризе Господней, потом посоветовался с преосвященными российскими архиереями.

Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Во всех монастырях и храмах был объявлен строгий пост и молитва, чтобы Господь Бог Сам явил Свою волю об этой святыне. Потом, совершив Всенощное бдение в Неделю Крестопоклонную (4-я Неделя Великого поста), Святейший Патриарх повелел ризу Христа Спасителя и Бога нашего возлагать на больных подобно тому, как в древности благочестивая царица Елена возложила на мертвеца крест Христов для удостоверения всех в его истинности. Как и тогда, все удостоверились в истинности ризы Господней, ибо от неё получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась.

Успенский Собор Московского Кремля
Успенский Собор Московского Кремля

И благоверный царь, и святейший патриарх преисполнились великой радости о такой благодати. Честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям.

Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.

Событие перенесения честной ризы Господней произошло в марте месяце, во время Великого поста, но ради великопостного времени празднование перенесения честной ризы Господней перенесено на 23 июля, так как непосредственно перед этим был торжественно коронован царь Михаил Феодорович.

В Москве ежегодно 23 июля (по н.ст.) Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

После революции в 1922 году, когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья, многие части Ризы Господней, хранившиеся в разных монастырях, были утеряны. “Московская” часть Ризы, хранившаяся в алтаре Успенского собора была перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находился и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов. Как выяснилось, святыня всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже сведения об их происхождении были искажены. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно, с целью спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её.

Частица Ризы Господней был передана Владимиром Путиным Его Святейшеству Алексию II. Риза передана в Храм Христа Спасителя навсегда, доступ к святыне открыт в субботние и воскресные дни.
Частица Ризы Господней был передана Владимиром Путиным Его Святейшеству Алексию II. Риза передана в Храм Христа Спасителя навсегда, доступ к святыне открыт в субботние и воскресные дни.

19 ноября 2007 года, во время встречи в Кремле Святейшего Патриарха Алексия II с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиными, состоялась передача Церкви фрагмента Ризы Христовой, хранившейся в Музеях Московского Кремля. Святейший Патриарх отметил огромную важность акта возвращения великой святыни и сообщил, что отныне она будет храниться в кафедральном соборе Москвы — Храме Христа Спасителя — и к ней, как и в прошлом, во множестве смогут приходить люди, дабы воздавать ей должное почитание и получать духовную поддержку.

Часть Ризы Господней в храме Христа Спасителя в Москве
Часть Ризы Господней в храме Христа Спасителя в Москве

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
500
wpDiscuz