maxim“Ликуют ангели вси на небесе

и радуются человецы днесь:

играет же вся тварь Родшегося

ради в Вифлееме Спаса

Господа: яко вся лесть

идольская преста, и царствует

Христос во веки”

(Литийная стихира к Празднику)

      Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

     Бог, явившийся нам во Христе, это непостижимое и неподдающееся человеческому пониманию событие, которое ма можем только принять душой, но отнюдь не холодным разумом. До Христа язычество представляло себе богов лишь как грозных повелителей, царей, недоступных для простых людей в своем величии. Им нужно было только подчиняться и выполнять их волю. А здесь Бог явился человеку не в славе, не в богатстве, не в царском величии, а наоборот, в немощи, обездоленным, гонимым и презираемым всеми, кто верил лишь в земные блага. С первого же момента рождения Он приобщился к самым тяжким испытаниям. Никто не принял Его Мать под свою апеку, никто не дал Ей кров и тепло, а Младенца все сочли чужым, оставив наедине с бесприютностью и одиночеством, отослав тем самым в путь, которым шли все самые несчастные грешники.

     И Иисус добровольно пошел по этому пути, чтобы в полной мере узнать судьбу таких же изгоев, число которых бессчетно. Бог стал одним из нас. И пришел Он не богатым и праведным помочь, а пришел, чтобы возлюбить и спасти самых грешных и обездоленных. И Он не постыдился общения с нами, “стал, как все мы”, сроднился через Свою любовь, через Свое прощение.

     И еще, что очень важно в понимании Христа. Самое горькое, что может быть в судьбе человека – это состояние отчаяния, потому что неудачник, потому что бедный, потому что несчастный. И такое состояние – это моральная смерть человека. И Христос пришел для того, чтобы каждый такой человек, потерявший уважение к себе, не мог подумать, что и Бог потерял к нему уважение и не видит в нем достойного Его любви. Христос стал человеком, чтобы стать стражем нашего человеческого достоинства, чтобы своим примером доказать, что мы в силах преодолеть свое падение, возродиться духовно и утвердиться в своем величии, как частица Самого Господа. Ведь не может быть великое целое создано из никчемных составляющих.

     Сие празднуем ныне, – пишет святитель Григорий Богослов, – пришествие Бога к человекам, чтобы нам…возвратиться к Богу, да отложив ветхого человека облечемся в нового (Еф.4,22).

     Христа часто называют Богом бедных. И с этим можно согласиться. Только речь идет не о материальной, а о духовной бедности. И явление миру Иисуса Христа было как раз Божественным промыслом предназначенным для того, чтобы через покаяние, через осознание этой своей духовной бедности поднять человека до высот горних, преобразить его духовно, впустить в его душу свет, изгнав мрак. А сделать это можно только через безграничную любовь Бога к человеку и человека к Богу. И еще потому, чтобы ни один человек не считал, что Бог так велик, что и приступа к Нему нет. А раз так, то и обращаться к нему вряд ли стоит.

     Наступила “полнота времени” и на небе Вселенной зажглась Вифлеемская звезда, возвестившая миру о рождении Спасителя Мира Господа нашего Иисуса Христа. Торжественным и дивным временем огласили Ангелы Вселенную: “Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволениие” (Лк.2, 13-14).

     Первыми, кого Бог сподобил увидеть новорожденного Младенца, были простые Вифлеемские пастухи. И радость их была так безыскусна и чиста, что она распостранилась и на все последующие тысячелетия. И в этом наша вера, в этом суть нашего существования. Ибо нет в мире такой радости, которую дает людям Родившийся сегодня. И как говорит Апостол: “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его” (1Кор.2,9).

     Об основополагающей цели пришествия Сына Божиего в мир нам со всей простотой и доходчивостью рассказывает притча о заблудшей овце. В ней Пастырь оставляет все свое многочисленное стадо, под которым подразумевается весь ангельский мир, и отправляется в неприступные горы, чтобы отыскать всего одну заблудившуюся овцу, которая олицетворяет собой погибающий в грехах род человеческий. И великая любовь Пастыря к гибнущей овце видна не только в том, что он, преодолевая все препятствия, заботливо ищет ее, но особенно в том, что найдя, берет ее на свои плечи и несет обратно – к ангельскому стаду.

     Это означает, что Спаситель всей Своей силой, любовью и благодатью возвращает человеку утраченные им невинность, святость и блаженство. Соединившись с нашим человеческим естеством, Сын Божий, как говорит Пророк: “взял на себя наши немощи и понес болезни”.

     До прихода Христа Небо было как бы ограждено крепостной стеной от зла земли и стоял поставленный Богом кордон – херувим, чтобы зло не перешло на Небо. Когда же на землю пришел Спаситель и Творец – Иисус Христос, Он связал зло – дьявола, объявил мир и приказал раскидать крепостную стену, приказал снять охрану. Охрану у Источника жизни сняли, и херувим с пламенным мечом отступил от Древа жизни. Небо открылось, и люди во всех своих немощах призвались в открытое Небо, чтобы вкусить все сладости небесные: “Я райской пищи причащаюся!”.

     “Никто не ищи своего, но каждый пользы другого” (1Кор. 10-24).

     Если и мы хотим усвоить мир Божий, то прежде всего свяжем в себе зло, уничтожим внутренний разлом и раздвоение, которые разлагают жизнь. Зло и грех делают жизнь немирной, и поэтому сбросим их. Потом родимся духовно, как родился Христос. И после этого мир обнимет наши души – мир, как просветлениие души, как ее парение, как чистая совесть, как соединениие с Богом.

     Еще раз представим себе мрачноватую пещеру, старые ясли и вдруг освятивший все это убожество ярчайший, святой свет Вифлеемской звезды. Христос родился! Наш Спаситель, наш Защитник и Надежда во всех наших чаяниях.

     Какая радость, какое счастье! Я поздравляю вас всех, дорогие мои, с этой небывалой, непостижимой радостью – и пусть она пребывает с нами всегда, пока живет в сердце Христос. А Христос вечен!

     Благодать Родившегося ныне от Девы Господа нашего Иисуса Христа да пребывает со всеми. нами.

     С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

+МАКСИМ, ЕПИСКОП ЕЛЕЦКИЙ И ЛЕБЕДЯНСКИЙ

Рождество Христово

град Елец 2013-2014гг.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
500
wpDiscuz