Светлая седмица457275

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Пасха Христова — это праздник победы и праздник свободы. Вот с этим чувством и воспримем этот святой день, и примем решение идти в меру своих сил навстречу Воскресшему Спасителю, идти к свободе во Христе через ту дверь, которую Он для нас открыл, — творя дела милосердия и правды, помогая всем тем, кто нуждается в нашей помощи, содействуя миру, справедливости и любви в роде человеческом.

***

«Мы вступаем в празднование совершенно особое, отмечая главный праздник христианской Церкви — праздник Воскресения Господа и Спасителя нашего. Это событие произошло в Иерусалиме, произошло после весеннего равноденствия, после первого весеннего полнолуния. И, таким образом, Воскресение Христово совпало с весной. Именно весной мы празднуем этот великий праздник.Совпадение времени года с Пасхой помогает нам лучше понять смысл всего того, что мы сегодня будем торжественно праздновать. Господь Иисус Христос обновил жизнь человеческого рода подобно тому, как весна обновляет нашу жизнь, как весна обновляет жизнь природы. Спящая в течение зимы природа оживает, как бы рождается заново, как бы воскрешает саму себя. И вместе с этим воскрешением природы обновляются человеческие силы, каждый это знает по себе. Весна дает некий новый импульс для творчества, для работы, для планов на будущее».

«Мы все сегодня нуждаемся в этом обновлении — и страна наша Российская, и вся историческая Русь, весь род человеческий. И есть сила обновления не виртуальная, не производная от человеческой философии или от человеческой политики, но сила Божия. Пусть празднование Пасхи Христовой поможет всем нам соединиться с Господом, войти в общение с Ним,… чтобы обрести дар Божественной благодати».

Из обращения к телезрителям телеканала «Россия 1» перед началом Пасхального богослужения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 4 мая 2013 г.

***

«Представьте себе, что некто взял на себя преступления всех преступников, понес, будучи невиновным, страшное наказание, и через это наказание все преступники получили свободу. Христос сделал нечто подобное, но при одном условии. Он не открыл настежь двери тюремных камер для всех нас, согрешивших пред Богом, но лишь снял замки, а вот открыть дверь, выйти на свободу или остаться в камере — это уже наш свободный выбор.

В одном из церковных песнопений мы, прославляя Воскресшего Спасителя, говорим, что Он сокрушил вереи вечныя, содержащия связанныя, то есть Он разрушил наши кандалы, Он обрубил цепи. Но для того, чтобы открыть дверь и выйти на свободу, мы должны пойти навстречу Ему, потому что только один путь ведет на свободу, только одно направление ведет к той самой двери, что необходимо распахнуть».

«Быть свободным непросто. Каждый знает, как тяжело защитить свободу и независимость государства, — иногда для этого требуются сверхусилия. Вот так же непросто защитить свою собственную свободу от множества призраков, от множества искушений и испытаний, которые темные силы зла предлагают нам для того, чтобы увести нас от спасительного пути.

Пасха Христова — это праздник победы и праздник свободы. Вот с этим чувством и воспримем этот святой день, и примем решение идти в меру своих сил навстречу Воскресшему Спасителю, идти к свободе во Христе через ту дверь, которую Он для нас открыл, — творя дела милосердия и правды, помогая всем тем, кто нуждается в нашей помощи, содействуя миру, справедливости и любви в роде человеческом».

Из Пасхального обращения к телезрителям в праздник Светлого Христова Воскресения, 5 мая 2013 г.

***

«В эти дни, когда весь мир радуется Воскресению Христову, мне хочется напомнить вам о том, что никто не должен унывать и отчаиваться. К сожалению, люди подчас бывают лишены самого необходимого: испытывают недостаток в одежде, не могут найти себе пропитания, не имеют крова над головой. Но ведь и Сам Господь Иисус Христос родился в убогой пещере, “чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф. 20:28). И у Него не было Своего дома (см. Мф. 8:20). Спаситель добровольно принял крестные страдания, победил смерть и даровал нам возможность вечной жизни во обителях Своего Небесного Отца.

Церковь призывает к себе всех: богатых и бедных, грешников и праведников. Приходите в храм — в этот дом Божий на земле. Здесь вам всегда готовы оказать поддержку. Православные добровольцы уже помогли восстановить документы, найти жилье и устроиться на работу многим и многим попавшим в беду людям. Кроме того, в храме вы сможете побеседовать со священником, принести Господу покаяние и соединиться с Ним в Таинстве Святого Причастия».

Из Пасхального послания к людям, лишенным крова, 5 мая 2013 г.

***

«1025 лет тому назад произошел, выражаясь современным языком, цивилизационный разворот колоссальной силы и значения в жизни нашего народа. Нельзя сказать, что до Крещения Руси не было культуры, не было государства — все это существовало. Но произошел не столько даже культурный, сколько ценностный разворот. Был выстроен новый порядок в системе нравственных ценностей, принятых не просто в качестве заповедей, но в качестве глубочайшей народной традиции, включенной в культуру, в искусство, в философию. То, что произошло 1025 лет тому назад, определило профиль нашей нации — я говорю о нации в широком, собирательном смысле, как она была представлена в Киевской Руси; а если говорить применительно к современным реалиям, то это братские славянские народы, в первую очередь, современной России, Украины и Белоруссии».

«Вот мы все время проливаем крокодиловы слезы по поводу коррупции, по поводу криминала. Так ведь не с этого же начинать надо! Никакими правоохранительными средствами не победить грех, а коррупция и криминал — это результат греха человека. И мы видим, что сегодня происходит: раскрепощенное общество потребления не может справиться с обузданием человеческих пороков и отказывается от этого. Делайте что хотите! Больше того, пороки легализуются, законодательно оправдываются. Все это в конце концов приводит к разрушению человеческой личности, к невероятному кризису, который попеременно вспыхивает в области экономики, финансов, экологии, политики… Мир находится в смятении, а источником этого смятения являются не те или иные события, о которых мы каждый день узнаем из новостных программ телевидения, а сам человек, человеческая личность».

«Я не буду перечислять все проблемы, а это и легализация однополых браков, и эвтаназия, а теперь уже и возможная легализация педофилии, о чем, кстати, наша Церковь говорила уже много лет назад. И этому нет конца, как нет конца греху в человеческой душе. Так вот, на эти вызовы надо отвечать, и мы, конечно, были очень приятно удивлены, даже взволнованы многотысячными протестами парижан против легализации однополых браков, против уничтожения слов “отец” и “мать”, против возможного усыновления этими так называемыми “семьями” детей-сирот. Это был очень неожиданный для всех нас протест, проявление глубокого религиозного чувства. Такого рода акции помогают нам опознать друг в друге единомышленников, и сегодня наши отношения с Католической церковью строятся, в первую очередь, по этому принципу. Мы единомысленны в подходе к основным проблемам, которые сегодня беспокоят человека и общество».

«… Мне приходилось встречаться с людьми, которые, в том числе, ссылаясь на слова Патриарха, приняли тяжелейшее решение усыновить больных детей, инвалидов. И когда я спрашивал: “ну, как?”, я понял, что на этот вопрос нет односложного ответа. Никто мне не сказал: “Знаете, чудесно, прекрасно”. Одна женщина сказала: “Это очень тяжело”.

Но я видел в глазах людей, которые предприняли этот шаг, решимость продолжать свою миссию, — при всем том, что они, конечно, снижают уровень своего бытового комфорта, у них сокращается свободное время, у них появляются заботы, которых вчера еще не было, о которых они даже не думали. Все это свидетельствует о том, что принятие ребенка в семью не может быть результатом какого-то одномоментного эмоционального порыва. Это должен быть результат размышлений, молитвы, самоанализа, потому что на этом пути не может быть разворота вспять — так же, как на пути монашества не может быть разворота вспять. Взявшись за плуг, нельзя поворачиваться вспять.

Так вот, очень важно, чтобы все больше и больше людей у нас вставали на этот путь. Потому что усыновление здоровых или больных детей — это, конечно, акт помощи, выражение милосердия и любви, но одновременно это действие, которое несет в себе колоссальное воздействие на сознание, на душу тех людей, которые этот акт совершают. Жизнь “до” и “после” совершенно разная, и в каком-то смысле я глубоко убежден, что люди, которые справляются с этим подвигом, обретают спасение во Господе, — потому что так много отдают себя другому существу, так много вкладывают любви и сил, что это не может не преобразить внутреннюю жизнь человека».

«Когда из нашего мира, из человеческого общества уйдет любовь, уйдет доброта, уйдет готовность к самопожертвованию, когда зла будет больше, чем добра, человечество не сможет существовать, потому что зло стремится к смерти, а не к жизни. Динамика зла всегда завершается небытием. Поэтому жизнь — это любовь, это добро, это подвиг, это нравственное чувство, которое так нужно возгревать всем нам в непростых условиях жизни в мятущемся XXI веке».

«Подвиг новомучеников — это ярчайшее свидетельство того, как люди были способны отдать жизнь за свои убеждения, за веру, за те самые нравственные принципы, которые сегодня, к сожалению, часто отвергаются и нивелируются в жизни современного общества. Поэтому для того, чтобы понять важность борьбы за жизнь, за человека, за великие нравственные идеи, нужно иметь примеры, и новомученики такими примерами являются».

«Праздник Пасхи — это праздник радости, пасхальное настроение — это настроение радостное. Под всем этим есть великая идея, связанная с конечной победой Христа над злом. Это означает, что все зло нашего мира, с которым мы каждый день сталкиваемся, — это страшилки, потому что зло уже побеждено. Если мы принимаем сторону зла, то мы принимаем сторону проигравшего — вот что такое праздник Пасхи; и поэтому он связан с очень радостными эмоциями».

Из интервью ВГТРК, 5 мая 2013 г.

***

«Смысл поста заключается в перемене ума и сердца. В древнегреческом языке “перемена” и “покаяние” — это одно слово: “метанойя“”. И если именно покаяние находится в центре великопостного делания, то это означает, что целью поста является перемена. Это не смена имиджа, которая столь популярна в наши дни, не новая социальная роль или другой круг общения. Это превращение себя с помощью Бога в нового человека, сражающегося и побеждающего свои грехи. Пост — это объявленная бескомпромиссная война греху, война не на жизнь, а на смерть. Ибо грех убивает нас как личности, превращает в зомби страстей, управляемых врагом рода человеческого.

Важнейшим средством в этом процессе изменения души является молитва. А Великим постом молитва призвана стать подвигом. И молитвенный труд оказывает сильное благодатное воздействие на душу. Близость к Богу, приобретаемая молитвой, проявляет те недостатки и другие преграды, которые существуют в душе на ее пути к Царству Божию. Действительно, молитва — свеча, или лучше, яркий светильник, при свете которого мы видим свое несовершенство. И этот светильник нужно держать зажженным весь пост».

«Когда я вижу, как в целом ряде обществ грех не просто допускается, не просто становится возможным, но и законодательно оправдывается, мне становится очень больно за дальнейшую судьбу этих народов. Потеря способности различения добра от зла неизбежно приводит к тому, что люди становятся жертвами темных сил, зачастую совершенно этого не понимая. Ведь необязательно это порабощение демоническими силами проявляется в виде какого-то буйства или явного помешательства: человек может быть умным, веселым, симпатичным и остроумным, преуспевающим по жизни — и одновременно быть игрушкой в руках темных сил.

Поэтому, на мой взгляд, сегодня очень важно то обсуждение законопроекта о защите религиозных чувств, которое в настоящее время ведется на разных уровнях. Не сомневаюсь, что этот законопроект будет тщательно проработан с анализом всего широкого спектра высказанных мнений. Но мы должны понимать еще вот что: любой закон может только наказать преступника или предотвратить явное преступление, оградить порядочных людей от действий людей с сожженной совестью, однако не может сам по себе создать здоровый духовный и нравственный климат в обществе. Здесь всем нам — и Церкви, и общественным организациям, и всем заинтересованным лицам — предстоит большой труд по привитию нашим гражданам нравственной ответственности, навыка различения добра от зла, повышению этого самого главного “духовного иммунитета” общества против опасных и разрушительных безнравственных тенденций современного мира».

«Сейчас идет процесс разукрупнения епархий — реализация этой инициативы поставит мирян и священнослужителей в ситуацию прямого и честного общения с архиереем. Ведь в Церкви — Богочеловеческом организме — не должно быть никакого отчуждения между частями тела, между епископом, клиром и верующим народом: у каждого свое служение, но все едины во Христе. И это единство — не воображаемое, а реально действующее во всем».

«Сейчас созданы условия для изучения учащимися государственных и муниципальных школ основ религиозной, в том числе православной культуры. Это очень важный шаг по направлению к осознанию роли религии в жизни и истории нашего общества. Мы перестаем быть иванами, не помнящими своего духовного родства, а точнее, своей связи с православной культурой.

В остальном вряд ли церковный подход к образованию является специфичным. Мы выступаем, как и все здоровые общественные силы, за то, чтобы образование помогало сформироваться разносторонне развитой, самостоятельно думающей, нравственно ориентированной личности».

«Экстремизм, использующий веру, — это чудовищная помесь сатанинской гордыни и глубокого невежества. Радикализация всегда значит упрощение вероучения, перемещение убеждений из духовной сферы в политику. Религиозный экстремист везде ищет врагов, даже среди своих собратьев.

Церковь понимает, что сегодня мигранты — это преимущественно люди с непростой жизненной ситуацией. Не от хорошей жизни многие из них оставляют свои семьи и едут на заработки. Поэтому презрение к ним недостойно христианина. Но это не отменяет тех угроз, которые связаны с неконтролируемой миграцией. Плох тот гость, который не знает и не уважает обычаев страны, давшей ему приют».

«Европа традиционных христиан — это Европа, с которой мы можем найти общий язык, несмотря на драматические моменты истории. Чем больше же западные страны отдаляются от христианского наследия, тем ближе они становятся к безбожному идеологическому режиму, который в нашей стране преследовал верующих. Без христианства в Европе нет и не может быть свободы, без него секуляризация рано или поздно направит общество по пути духовного порабощения».

«Прежде всего мне хотелось бы пожелать всем верным чадам Церкви еще ближе стать к Воскресшему Христу Спасителю, насколько это возможно открыть для себя Его Божественный и Светоносный Лик. Главная ценность Церкви — Христос, Который реально и ощутимо присутствует всегда в Своей Церкви. Особенно остро это переживается в радостные дни Светлого Его Воскресения. Но мы должны научиться не скрывать в самих себе этот Божественный Свет, которым пронизаны пасхальные дни, а нести его в мир, к тем людям, которые истосковались по истинному, подлинному…»

Из интервью РИА «Новости», 5 мая 2013 г.

***

«…Любовь всегда связана с тем, что один человек отдает что-то от себя другому. Родители — внимание, заботу детям, дети тоже от себя отдают что-то родителям. Не может быть любви там, где нет этой жертвенности, где один не передает что-то другому, — тогда любовь рассыпается».

«Любовь там, где мы можем себя отдавать другому человеку. Так важно, чтобы это понимали все — и взрослые, и дети. Тогда у нас не будет сирот при живых родителях; тогда родители не будут пить, зная, что этот порок разрушает семью. Дай Бог, чтобы наши семьи были крепкими, чтобы люди научились любить друг друга, и не только родственников. Ведь Господь, придя в мир, сказал, что главный закон жизни — это закон любви. Где любовь, там жизнь».

«Инвалид — это человек особенный. Почему он стал инвалидом? Никто не знает, какой замысел Божий в том, чтобы человек прожил именно такую жизнь. Инвалиды нужны нам, здоровым людям, потому что забота об инвалидах развивает нашу любовь, и самый великий подвиг, я считаю, когда люди берут и усыновляют детей-инвалидов».

«Главная задача — вернуть детей в семью, повлиять не только на детей, чтобы они вернулись с любовью в сердце к родителям, может быть, простили родителей за их грехи, за их невнимание, за их черствость; но и чтобы родители были способны принять детей с открытым сердцем. Дай Бог, и мы будем об этом молиться. Очень рад, что Церковь взаимодействует с этим социальным реабилитационным центром, что священники сюда приходят».

«Я хотел бы в день Святой Пасхи сказать вам о самом главном: храните в сердце веру и обязательно молитесь, просите у Господа. Господь слышит детскую молитву. Разговаривайте с Ним как с самым близким существом, как с папой, обращайтесь к Нему с просьбами, чтобы Он вам помогал, и старайтесь жить так, как Он нас учит жить. Я знаю, что Господь слышит молитву, особенно молитву детей».

Из слова воспитанникам, их родителям и сотрудникам Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Восточного административного округа города Москвы, 5 мая 2013 г.

***

«Преследовали за одно только хранение Библии или, как это было в моей семье, в семье моих родителей, за то, что у отца в конспекте лекций, которые он слушал в Богословском институте в Ленинграде, слово “Бог” было написано с большой буквы. Этого хватило, чтобы следователи, производившие арест, сказали: “Больше ничего искать не надо — он “Бог” с большой буквы писал”.

И ведь это происходило по всей стране. Казалось, что все закончено — “Бог” с большой буквы не пишется, и вообще это слово не произносится; на всю страну осталось несколько десятков храмов, непонятно по какой причине, — либо в глухой деревне, либо там, где иностранцам надо было что-то показать. И что же? А вера жила в народе. И уже из истории Великой Отечественной войны мы знаем, как эта вера действовала в сердцах и наших военачальников, и генералов, и офицеров, и солдат, которые зашивали крестики в гимнастерки, текст 90-го псалма «Живый в помощи» — в пояски. Поднимались, шли в атаку, не боясь врага, — и ведь щадил Господь людей за их веру! Как говорят, на войне не было неверующих. И я помню по собственному опыту послевоенный Ленинград с переполненными храмами: тысячи и тысячи людей хранили веру, благодарили Бога за жизнь, молились о своих убитых мужьях, братьях и сестрах…

Что это такое? Это реальный опыт переживания Божественного присутствия. Это никакая не логика, не философия, не рассуждение — разум здесь ни при чем. Люди чувствовали Бога рядом, молились Ему, и в ответ получали просимое, — как и сегодня, в этих тысячах личных историй, которые хранятся в Церкви, в памяти духовенства, мы слышим от нашего народа о великих Божиих чудесах, совершаемых в их жизни. Вот на чем основывается вера».

«Невозможно измерить глубину народной веры ни по посещению храмов, ни по количеству куличей и крашеных яиц. Невозможно, потому что человек, который еще вчера не мог назвать себя верующим, вдруг во мгновение прозревает и видит руку Божию в своей жизни, в жизни своего народа, в нашей истории и в современности».

«… Я от всего сердца желаю каждому хранить веру, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, и найти веру тем, кто опять-таки по каким-то обстоятельствам ее еще не нашел. Найти веру значит увидеть Бога, значит обрести дар Его благодати, значит обрести возможность жить с Ним. А жизнь с Богом — это и есть спасение».

Из слова по окончании Пасхальной вечерни в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, 5 мая 2013 г.

***

«Как бы мы серьезно ни работали над самим собой, как бы мы ни ставили себя под строгий суд своей совести, как бы мы ни напрягали свои силы, постясь, воздерживаясь от пищи, от развлечений, от искушений, нам никогда не удалось бы победить в себе слабости и грехи, если бы не помощь Божия. И в день Святой Пасхи мы торжествуем, потому что через Воскресение Христа эта помощь нам не обещана — она гарантирована! Господь ради того, чтобы оказать помощь грешнику, пострадал, принес Себя в Жертву и воскрес. И через победу Христа над грехом, над дьяволом мы обретаем возможность всегда опираться на помощь Божию. И спасаемся не своими усилиями, а тем, что апостол Павел назвал благодатью. “Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился” (Еф. 2:8-9). Поэтому праздник Пасхи — это праздник великой победы Христа над грехом. А вместе с его победой — и залог нашей победы над нашими собственными грехами в личной, в семейной, в общественной жизни, в жизни всего человеческого рода».

«…Бог — Господин истории, Он — Творец мира, нужно вспомнить некоторые очень важные эпизоды из Библии. Вот нарастает грех, сломаны все нравственные системы ценностей — и что Бог делает? Он смывает всю человеческую цивилизацию волной всемирного потопа. Сейчас ученые спорят, была это глобальная катастрофа или локальная, но, в любом случае, эта катастрофа покрыла собой тогда цивилизованный мир, сообщество людей.

Но мы знаем и о других наказаниях Господа, когда Он вторгается в историю локально — Содом и Гоморра. Огонь и сера опаляют тот самый грех, который сейчас, кстати, в так называемых христианских странах легализуют, забывая о том, чем кончилось попустительство этого греха. Господь уничтожает Содом и Гоморру, вторгается в историю.

Сегодня не пишется Библия. Господь не дает никому силы духа, чтобы выразить Его мысли, Его слова, Его волю. Но если бы Библия писалась на протяжении всей истории, то было бы множество свидетельств о том, как Бог вторгается в человеческую историю, чтобы пресечь грех и чтобы поддержать праведность. И, в конце концов, Бог всегда одерживает последнюю победу».

«Христианин не может быть не оптимистом, потому что победа за Христом! Он ее уже совершил на Кресте и в Воскресении. А дальше людям дается время до Второго и Страшного Пришествия, чтобы одумались, в себя пришли, то что называется, мобилизовали свои силенки, всё, что можно, сделали для того, чтобы быть ближе к Богу. Но последняя победа — всегда за Христом, всегда за Богом, иначе история лишается своего смысла».

«Задача Церкви и заключается в том, чтобы сохранять этот завет между Богом и человеком, Новый Завет. И поэтому Церковь предполагает осуществление некой консервативной функции, сохранения. Мы должны сохранить ценности, которые в этом завете Бог передал людям».

«И очень важно помнить, что в Церкви не может быть каких-то искусственных реформ, изменений. Иногда нас подталкивают светские маловоцерковленные люди к тому, чтобы изменить то или иное, как иногда меня лично подталкивают к тому, чтоб я дал комментарии по политическим событиям, по всему тому, что происходит в мире, в стране».

«Миссия Церкви есть спасение людей. Церковь призвана ограждать ценности Евангелия, передавать их из поколения в поколение, актуализировать эти ценности…»

«…Проповедь Церкви всегда несет в себе конфликт. А разве Господь не сказал: “Я принес меч!” (см. Мф. 10:34). Слово Божие никого не оставляет безразличным, если человек серьезно желает воспринять это послание. Всегда конфликт! Почему? Да потому, что слово Божие несет правду, а мы живем не по правде. Вот так и возникает мифологема клерикализации, вмешательства Церкви — почему они нас учат? Да не вас учат, а проповедуют; никого не принуждают, но говорят то, что обязаны сказать в силу своего призвания».

«Совесть мучает и банкира, и предпринимателя, и простого рабочего — и в Америке, и в России, и в Германии, и в Африке. Это универсальное явление, универсальное понятие. Кант отверг все схоластические доказательства бытия Божия, но остановился на этом, сказав, что нравственное доказательство, присутствие нравственного начала, которое познается через голос совести, является самым сильным доказательством бытия Божия. Так оно и есть, с этим не поспоришь.

Так вот, когда вдруг под воздействием слова Божия, которое рассекает подобно мечу, у человека начинает говорить совесть, это и есть акт обращения. Он жил совершенно другой жизнью, он ни о чем не думал. И вдруг какое-то слово, сказанное или прочитанное, или даже что-то увиденное с экрана, преобразует человека — совесть начинает говорить! И с этого момента он вступает на путь поиска смыслов, которые могут привести этого человека действительно ко спасению, к принятию того, о чем мы говорили — Нового Завета».

«Бог сказал, что Он — Любовь (см. 1 Ин. 4:8) . Если кто-то считает, что Он грозный Судия, то тоже прав. И возникает вопрос: а как совместить Любовь и не грозного, но праведного Судию? Пример очень простой. Ведь настоящие хорошие родители любят своих детей, но это не значит, что они все попускают. И когда-то нужно употребить, может быть, и наказание, для того чтобы остановить ребенка от опасного поступка.

Господь так же ведет себя с нами. Он, конечно, нас любит. Если бы это было не так, то уже давно сера пролилась бы не только на Содом и Гоморру. Он нас любит, Он нам постоянно дает шанс. Он нас поддерживает, когда мы обращаемся к Нему с молитвой. Но Он нас и останавливает — иногда внушением, которое мы вдруг получаем, в том числе, и во время молитвы, а иногда и скорбями».

«Свобода без ответственности — это уже стало даже заезженной фразой — превращается в произвол. Человек, живущий по закону своего собственного инстинкта, по своему хотению, становится социально опасным. Ни один закон не может отрегулировать отношения между людьми, если они сами того не желают. Мы же это хорошо знаем.

Человек свободен. Он может жить так или иначе, но если он снимает с себя всякую ответственность, то он превращается в человека внутренне разделенного, не способного иметь внутреннюю гармонию, потому что эти две разнонаправленные силы будут разрушать личность человека.

Так происходит сегодня в современном обществе. Вы посмотрите — свобода ставится на первое место, человек автономен, он сам может определять, что такое добро и зло, он ответственен только перед самим собой. А что в результате? В результате нарастание личных, семейных конфликтов, разрушение института семьи, колоссальные социальные конфликты, которые нарастают буквально с каждым годом. Это не в масштабах одной какой-то страны — в масштабах планеты. Потеря ответственности — это потеря человеком способности к пользе использовать свою свободу. Вот почему мы и говорим, что свобода и ответственность — два понятия, которые ни в коем случае нельзя разделять, иначе — жизнь по двум стандартам».

«Крещение открыло огромные перспективы для культурного роста наших народов, для создания некой цивилизацонной общности восточных славян. И поэтому, полагаю, что этот праздник, помимо чисто церковного, духовного значения, которое для меня является главным и решающим, имеет большое культурное и общественное значение.

К тому же это дает нам возможность подумать о своей истории, о своем историческом пути, о своих общих корнях, которые произрастают из этого замечательного события, и, может быть, в хорошем смысле слова, духовно повлиять на умонастроения наших современников».

Из интервью украинскому телеканалу «Интер», 6 мая 2013 г.

***

«Великомученик Георгий — не только символ победы добра над злом, не только символ нашего города. Это символ заступничества за всех тех людей, которые сражаются за правду. Он не просто на стороне верующих или неверующих — он на стороне тех, кто борется за правду.

В минувшей войне народ наш, несомненно, боролся за правду и положил в этой борьбе миллионы и миллионы своих жизней, жизней своих детей».

«Мы возносим сегодня наши сугубые молитвы об Отечестве нашем, о властех и воинстве, о всем народе Божием, чтобы Господь дал нам силы всегда оставаться на стороне правды Божией. Тогда с нами будут и святой Георгий Победоносец, и все святые угодники Божии. Тогда Россия будет непобедимой. А если изменим Божией правде, то напрасны будут наши молитвы, и небеса будут закрыты, и угодники Божии не будут слышать нас.

Сегодняшний день есть день великой надежды на то, что Церковь, на небе пребывающая и торжествующая, где все праведники, среди которых и святой великомученик Георгий, вместе с нашей Церковью земной, странствующей, пребывающей в борениях, в падениях и восстаниях, — что мы все вместе сегодня торжествуем Пасху Божию спасительную. И это дает нам особую возможность обращаться к нашим небесным покровителям с горячей молитвой и о стране нашей, и о воинстве, и о народе нашем».

Из слова после Литургии в Георгиевском храме-памятнике в честь Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе г. Москвы, 6 мая 2013 г.

***

«Господь провел нас через большие испытания, и много жертв было положено на алтарь победы. Именно в день святого великомученика Георгия Победоносца, в день Святой Пасхи остановились военные действия, явив всему миру несокрушимую силу духа нашего народа».

«В самых тяжких испытаниях, особенно военных, воинство просило заступления у святого великомученика, и он приклонял милость Божию, и воинство наше обретало победу».

«Верим, что если и в будущем будет так, если из сердец наших не уйдет православная вера, а вместе с ней — национальное самосознание и, в правильном смысле, национальная гордость, то мы будем одерживать победы в укреплении нашего государства, его обороноспособности, его экономической мощи; решать многие социальные проблемы, которые до сих пор стоят на повестке дня. Все это можно сделать, если мы будем мобилизованы на победу, если мы будем едины как народ, если никакие политические предпочтения, национальные и культурные различия не будут разрушать подлинного, духовного единства нашего народа. Тогда, несомненно, мы будем одерживать победы».

«Воспитывайте в себе дух воинов, способных защищать Отечество. Берите пример с Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других наших великих полководцев. Берите пример и с полководцев и воинов минувшей войны — с маршала Победы Георгия Константиновича Жукова, с Александра Матросова, с Зои Космодемьянской, с тех, кто, не рассуждая, жертвовал жизнью во имя Отечества. Эти примеры святых и героев помогут нам с вами быть сильнее, умнее, обладать волей и добрыми чувствами к тому, чтобы созидать наше великое Отечество».

Из слова к участникам Всероссийской духовно-патриотической акции «Георгиевский парад — дети победителей» на Поклонной горе в Москве, 6 мая 2013 г.

***

«Проповедуя Христа Распятого и Воскресшего, не бойся столкнуться с трудностями, со скорбями и непониманием людей. Сегодня человек искушается многими опасными для спасения души идеями. И в этих условиях Церковь призвана с особой силой свидетельствовать миру о едином на потребу (см. Лк. 10:42), об исключительной важности духовного измерения в жизни человека.

Сугубую актуальность эта миссия имеет среди молодого поколения, поскольку оно особенно чутко воспринимает веяния времени и легче поддается соблазнам века сего. Подобно тому, как муж благоразумный строит свой дом на камне, так что и реки, и ветры не могут поколебать его (см. Мф. 7:24-25), научай юношество вере, приобщай его к традициям Православия, ибо это и есть то прочное духовное основание, на котором должно строить свою жизнь».

«Учи народ Божий любви — любви святой и духовной, сострадательной и деятельной. А для того, чтобы “не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов” (Нав. 23:14), призывай пасомых благотворением являть свою веру и любовь ко Господу».

Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Антонию (Азизову), епископу Ахтубинскому и Енотаевскому, после Литургии в Новодевичьем монастыре г. Москвы, 7 мая 2013 г.

***

«…Всякий раз, когда будете подходить к чудотворному образу (к Иверской иконе Божией Матери – ред. Православие.ru) и просить, конечно, о своем, — ибо каждый о своем просит, — первое прошение возносите о граде Москве, о державе Российской, чтобы Царица Небесная покрыла нас всех Своим Покровом, чтобы народ наш был способен сохранить веру православную, чтобы вера спасительная, православная расширялась и укреплялась в жизни народа, чтобы большинство людей могло мотивировать свои поступки, в первую очередь, глубокими христианскими убеждениями. Если будет так, возродится вера православная, вера христианская в народе нашем, и надеемся, что это возрождение поможет многим другим народам, особенно северного полушария, обратиться вновь к Господу и Спасителю. Быть может, там, где поколебались основы христианства, где христианская вера ушла из жизни людей, где принимаются законы, которые легализуют осужденные Богом грехи, возрождение веры в нашей стране поможет людям задуматься и вновь встать на путь возрождения духовной христианской жизни.

Сегодня в Евангельском чтении мы слышали повествование, которое передает нам евангелист Лука, — о двух учениках, встретившихся с Воскресшим Христом по пути в Эммаус (Лк. 24:12-35). Удивительное повествование. Христос является, идет рядом с ними, они видят перед собой человека. Это не дух, не какая-то прозрачная материя — это реальный человек, они разговаривают с Ним, они поражаются Его толкованиям Священного Писания о Христе, Который пострадал и воскрес в Иерусалиме; но они не узнают Спасителя.

Что же это означает? Что Христос явился в каком-то другом человеческом облике? Можно ли себе представить такую смену лица? Конечно, нет. Христос был в том же самом человеческом облике, но они Его не узнавали, потому что перед ними был прославленный Господь. Чтобы увидеть Бога физическими очами, нужно, чтобы открылись духовные очи. И они открываются апостолам в момент преломления хлеба, в момент совершения Евхаристии. Они вдруг видят перед собой своего Учителя, Господа и Спасителя, и пелена спадает…

Это замечательный пример того, как мы должны сегодня сбросить пелену с глаз; как мир, особенно христианский, должен освободиться от предрассудков, от ложных учений, от соблазнов, от обмана, которые закрывают лик Спасителя. Нет никакой другой возможности увидеть Бога в человеческой истории, как только быть рядом с Ним — мыслями, делами, любовью — и пребывать в Таинственном общении с Ним».

Из слова после Литургии в Новодевичьем монастыре г. Москвы, 7 мая 2013 г.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
500
wpDiscuz