ВО  ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА!

Возлюбленные о Господе, братия и сестры! Сегодня мы подошли к началу подготовительного периода Великого поста, который начинается с Недели о мытаре  и фарисее. Почему же Святая Церковь подготавливает нас ко времени подвига и врачевства, а именно этим и является Великий пост,   этой Евангельской притчей, по которой и названа эта неделя?  Что же мы видим в этой притче?

Мы видим храм, и в этом храме двух людей. Это два совершенно противоположные друг другу человека по социальному статусу, по своему положению в обществе. Один фарисей – уважаемый и почитаемый людьми духовный лидер, другой мытарь – сборщик податей для поработителей римлян, презираемый в своем народе.

Что же делает первый – он молиться, беседует с Богом, даже благодарит Бога: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:  пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю».

Все мы знаем, что фарисей отрицательный персонаж в этой притче, но прежде чем так о нем подумать, взглянем на себя, часто ли молимся мы в храме, братья и сестры, именно молимся, а не отбываем время, посматривая на часы и думая, – скорей бы уж  всё закончилось. Постимся ли мы два раза в неделю, отдаем ли десятую часть нищим или церкви?

Фарисей не таков – он пришел молиться. Однако молитва его горда. Несмотря на исполнение дел Закона, он не видит своих грехов. В своих  глазах он праведен. Он увидел себя лучше  других людей. Даже лучше своего брата, который тут же рядом с ним молится. И вот эта молитва, молитва без сокрушения неугодна Богу. Такой человек слеп, ибо не видит реальности, реальности духовной, а она такова, что он нищ и слеп и наг. Нищ потому, что все великие дела его, ничтожны, слеп потому, что не видит множества грехов своих, а наг потому, что весь он открыт перед Богом, как себя не нахваливай.

А что же мытарь? Он осознавал свое не достоинство, свои грехи. И от этого осознания  не смел, поднять даже глаз своих к небу, а от избытка чувств не могут молчать уста и вот из сердца его вырывалось покаяние, покаяние и надежда на величайшее Всепрощение Божие: «Боже, милостив буди мне грешнику», – лишь взывал он. И что же Господь? Господь сравнил в этой притче их молитвы и более оправдал мытаря.

Господь оправдал и фарисея, приняв  его добрые дела: пост, воздержание, жертву. Но мытаря, который ничего доброго не сотворил, а только увидел себя, свою нечистоту и ему стыдно стало пред Лицом Божиим, Господь оправдал больше.

Все мы имеем крайнюю необходимость в оправдании, в прощении Господнем. Господь говорит в притче: – сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, – так что и фарисей пошел оправданным, но насколько же больше Господь его оправдал, если бы к его делам присовокупилось не превозношение, а покаяние, не гордость, а милосердие. Если бы он подошел к плачущему мытарю, обнял за плечи и не осудил бы, а утешил.

Вот и мы с вами, братья и сестры, начиная готовиться к времени исцеления наших душевных и телесных недугов, ибо пост для этого и предназначен, воспримем правильно это духовное врачество,  дабы не претворилось лекарство для нас в яд, а пост из упражнения в смирении и покаянии в повод для гордости и превозношения. Аминь!

Успенский храм, Нижний Воргол, 2016 г.
1 (1)1 (2)1 (3)1 (4)1 (5)1 (6)1 (7)

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
500
wpDiscuz