Спиннер выключает из окружающего мира

1
45
Спиннер выключает из окружающего мира

Сенсорные игрушки или, как их еще называют, фиджеты, действительно, помогают в некоторой степени успокоиться и расслабиться, приятным образом стимулируя ряд сенсорных каналов.

Но некоторые психологи идут дальше, объявляя их полезным средством для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а так же при аутизме и тревожном расстройстве.

Так ли это?

Спиннер — небольшая вращающаяся игрушка, в центре которой — подшипник, а по бокам несколько лопастей-утяжелителей.
Изобретен в 1990-х, по одной версии — мамой ребенка с мышечной патологией, которому трудно было играть в обычные игрушки; по другой — айти-специалистом, которому игрушка помогала сконцентрироваться перед выступлениями на конференциях.
Взрывную популярность спиннеры приобрели в 2017-м.

Научное исследование, но не о том

Фото с сайта cbc.ca
Фото с сайта cbc.ca

Авторы, пишущие о пользе спиннера для детей с СДВГ (в том числе автор «Афиши») ссылаются на научную работу, опубликованную осенью 2015 года в журнале Journal of Abnormal Psychology, в которой, якобы, говорится о том, что «повторяющиеся действия помогают детям с синдромом дефицита внимания концентрироваться».

На самом же деле, это не вполне так, а точнее, совсем не так.

Во-первых, в исследовании не идет речи о повторяющихся действиях, то есть о движениях монотонных либо ритуальных, навязчивых.

Во-вторых, и это очень важно, предметом исследования является сама гиперактивность, а вовсе не спиннеры.

Статья называется «Гиперактивность в синдроме дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ): нарушение или компенсаторное поведение?» (Hyperactivity in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD): Impairing Deficit or Compensatory Behavior?), при этом под гиперактивностью понимается избыточная двигательная активность в поле крупной моторики, а не мелкой, как вращение спиннера пальцами рук.

Что делает ребенок с СДВГ? Бегает, прыгает, пинает мяч, карабкается на высокие объекты, не может долго усидеть на месте в школе или дома, вертится, дергает соседа по парте. Именно такого рода «крупномоторные» действия и рассматривали исследователи, задаваясь вопросом, мешают ли они усваивать учебный материал, либо, наоборот, помогают. Оказалось, что после физической активности рабочая память детей с СДВГ несколько улучшалась, хотя ее показатели и не дотягивали до нормы.

Выводы интересные, весьма значимые для тех, кто работает с детьми, страдающими СДВГ, или воспитывает таких детей, но, увы, не дающие ответа на вопрос, полезен ли для них спиннер.

Слишком легко, чтобы быть правдой

Фото с сайта health.usnews.com
Фото с сайта health.usnews.com

«Психические заболевания трудно лечить, здесь нет простых решений, — говорит доктор Дэвид Андерсон, клинический психолог и директор Центра СДВГ и поведенческих расстройств при Институте детской психологии в Нью-Йорке, — Очень часто мы говорим родителям к их великому разочарованию: если что-то кажется легкой для исполнения терапией, скорее всего, это слишком хорошо, чтобы быть правдой».

Доктор Марк Штайн, профессор Вашингтонского университета и директор отделения СДВГ в детской больнице Сиэтла озабочен тем, что спиннеры могут отвлечь многих родителей от того, что реально необходимо их детям. Его тревожит, что в медицинскую зону входит бизнес с не всегда добросовестной рекламой.

Однако несмотря на отсутствие научных данных, некоторые врачи руководствуются своим положительным опытом и рекомендуют спиннеры детям с СДВГ и аутизмом, говоря о том, что сенсорная игрушка может помочь успокоиться и даже сосредоточиться. Доктор Меган Уоллс, психолог детской больницы в Филадельфии, предлагает родителям детей с синдромом обсудить со школьными учителями и администрацией возможность приносить спиннер в школу и играть с ним на уроке, если это помогает ребенку.

Не очень понятно, как это происходит, ведь спиннер дает гамму ощущений, стимулируя сразу несколько сенсорных каналов, зрительный, слуховой, кинестетический и тактильный. Каким же образом все эти стимулы, действуя одновременно, помогают ученику сосредоточиться на изложении учителем учебного материала или выполнении задания?

В ряде американских школ посчитали, что спиннер, наоборот, отвлекает, и запретили доставать его из портфеля на уроках.

Крутится-вертится, на время снижая тревогу


О том, что повторяющиеся действия являются адаптивным поведением, снижающим уровень тревожности и у людей, и у животных, пишет группа авторов из Университета Тель-Авива вот в этой статье. Исследователи считают, однако, что ритуалы здорового человека отличаются от ритуалов того, кто страдает от обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), тем, что в первом случае ритуал имеет четко выраженное начало и конец, а во втором — становится навязчивым, принося лишь кратковременное удовлетворение, а затем повторяясь опять.

Повторяющиеся действия при аутизме — не совсем то же самое, что при ОКР, однако и в том и в другом случае они связаны с тревожностью.

Возможно, что у некоторых детей с аутизмом сочетание сенсорных стимулов, создаваемых вращением спиннера, помогает снизить тревожность и тем самым на некоторое время дает возможность сосредоточить внимание на том, что значимо для обучения.

Интерес к вращающимся предметам у аутичных детей — явление хорошо известное. Они любят подолгу смотреть на крутящиеся карусели, с удивительной ловкостью вращают на полу любые предметы округлой формы и внимательно наблюдают за ними и, наконец, крутятся сами, наслаждаясь открывающимся их взору зрительным рядом плывущих по кругу предметов обстановки.

Все это действительно успокаивает аутичного ребенка, и использовать спиннер в ситуации перегрузки, вызывающей истерику, вполне логично.

Однако важно понимать: подобные действия, которые специалисты называют также «стереотипиями», есть способ уйти от тревожности лишь на время и не являются терапией. Состояние через некоторое время снова вернется.

Выключает из окружающего мира

Фото с сайта cbc.ca
Фото с сайта cbc.ca

Кроме того, поглощенный стереотипиями ребенок выключен из окружающего мира, страдает его познавательная активность, он не усваивает информацию о предметах и их назначении, не развивает полезных физических и социальных навыков, оттачивая лишь один, связанный с любимым ритуалом.

Поэтому задача родителей и специалистов, работающих с аутичным ребенком, не поощрять стереотипии, а пытаться свести к минимуму время, которое он проводит, занимаясь ими.

Кстати, это одна из проблем, над которой активно работают нейробиологи. Они предполагают, что ослаблению стереотипий у людей с аутизмом может способствовать препарат, усиливающий сигнал нейромедиатора ГАМК (гамма-амина-масляная кислота), но создать такое лекарство еще только предстоит.

А пока родители прибегают к помощи разного рода поведенческих терапий, которые эффективны для большинства детей с аутизмом.

Что же в итоге?

Фото с сайта health.usnews.com
Фото с сайта health.usnews.com

Итак, исследований, свидетельствующих в пользу применения спиннера при СДВГ и аутизме, на сегодняшний день  не существует.

Опыт говорит о том, что для некоторых детей, спиннер может быть полезен при ограниченном применении, однако ни в коем случае нельзя допустить чрезмерного увлечения аутичного ребенка этой игрушкой, так как она не решит проблему тревожности, но «выключит» его из содержательной игры, обучения и общения.

Что же касается здорового и самостоятельного подростка или взрослого человека, то  сенсорная игрушка может помочь ему расслабиться и успокоиться, после чего —сосредоточиться на важном деле.

Впрочем, есть другие занятия, представляющие собой повторяющиеся действия и приносящие сенсорное удовлетворение, но при этом более продуктивные. Например, вязание. А если вы хотите поменьше сидеть и побольше двигаться — займитесь настольным теннисом.

Отправить ответ

1 Комментарий на "Спиннер выключает из окружающего мира"

Войти с помощью: 
avatar
500
Sort by:   newest | oldest | most voted
wpDiscuz