15 февраля празднуется двунадесятый праздник “Сретение Господне”. В этот день Церковь воспоминает событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа описаное в Евангелии от Луки.

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, 28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое, 31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов, 32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лк. 2:25-32).

Сретение ГосподнеВ 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм, чтобы исполнить закон Моисеев, который предписывал родителям приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев на сороковой день после рождения. При этом, существовала и традиция предписывающая женщине после родов не появляться в Иерусалимском храме сорок дней (а если родилась девочка — то восемьдесят). При истечении срока, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Во исполнение этого закона, несмотря на то, что младенец Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия, Божия Матерь с праведным Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли в жертву двух птенцов голубиных.

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из храма, как к ним подошел самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был одним из семидесяти двух ученых, которым по поручению египетского царя Птолемея II Филадельфа доверили перевести Священное Писание с еврейского на греческий, получившего название Септуагинты (перевод Септуагинты был сделан в 285—247 до н. э.).

Тогда много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел непонятные для него слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Переводчик усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что старец ждал всю свою долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец». Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Икона Богородицы «Умягчение злых сердец» — иллюстрация этого пророчества. Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. Святое же Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом.

Праздник Сретения возник в Иерусалимской Церкви ещё в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как попраздненство, завершающее 40-дневный цикл после праздника Богоявления.

После Халкидонского собора 451 года, на котором было анафемствовано монофизитство, день Сретения Господня стал оформляться как самостоятельный праздник годового календаря, утвердившись в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века.

Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко и праздникам Богородичным. Так в древности, в своём возникновении, Сретение рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.

Тропарь Сретения Господня

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Ин. тропарь Сретения Господня

Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

Кондак Сретения Господня

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Ин. кондак Сретения Господня

Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, / и руки Симеона благословивший, / заранее, как надлежало, / и ныне Ты спас нас, Христе Боже. / Но огради миром среди войн народ Твой / и укрепи тех, кого* Ты возлюбил, / Единый Человеколюбец.

Величание Сретения

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
500
wpDiscuz